Основная информация
Картинная Галерея Пражского града находится во втором дворе Града и занимает нижний этаж северного крыла второго двора, где прежде были роскошные конюшни. Комплекс помещений галереи постепенно реконструировался с 1922 г. по 1964 г. Здесь экспонируются ценные остатки бывших богатых королевских коллекций XVI—XVII веков и несколько картин из прославленных рудольфовских собраний.
Путем научного анализа были установлены авторы ряда произведений большой художественной ценности.
В ходе археологических изысканий в 1950 г. в районе галереи были обнаружены остатки, по-видимому, древнейшего - IX век - костела Пражского Града. В 1964 г. при реконструкции помещений нижнего этажа для картинной галереи остатки костела были законсервированы и открыты для обозрения (северная половина нефа, апсида и алтарная часть). Верхний слой стенной кладки костела относится к X в., нижний - к 2 половине IX века. Здесь же расположено погребение с двумя могилами. По всей видимости, это костел Девы Марии, построенный по повелению основателя Пражского Града князя Борживоя.
Основа художественной коллекции галереи Пражского града - «плоды страсти Рудольфа II». Невероятно ценная когда-то коллекция после смерти Рудольфа пережила многое. Наследники императора постепенно продавали ее экспонаты, после чего остатки были отвезены шведами в 1648 г. в качестве дара королеве Кристине. Однако некоторые произведения остались нетронутыми в Граде, другие с течением времени окольными путями вернулись из Вены и Антверпена.
Для постоянной экспозиции были отобраны самые ценные экземпляры исторической и современной живописи. В помещениях галереи, оформленных Б.Шипеком, отдельные произведения размещены, исходя из принадлежности к определенным живописным школам. Свое собственное помещение получили картины рудольфинских мастеров живописи, в том числе, Ганса фон Аахена, Спрангера и др. Пластика по рудольфинским заказам представлена, кроме прочих, работами Г.Монта.
Среди сотни выставленных полотен постоянной экспозиции можно увидеть Тициана, Тинторетто, Рубенса, Аахена, Спрангера, Кранаха. Из более поздних произведений – работы П.Брандла, Я.Купецкого, Й.Манеса, М.Алеша, В.Гинайса, А.Хитусси, А.Славичека.
История стройтельства двора
Первоначально это была часть городища, затем здесь был построен ров в 850 году. Интересно, что и первая каменная постройка Праги (костел Девы Марии) была также построена именно на этом месте при князе Борживом.
На рубеже 9 и 10 веков при появлении первого укрепления Града костел оказался на территории западного предградья. Согласно археологическим исследованиям, возле костела находились деревянные сооружения и кладбище.
С момента, когда здесь были вырыты ещё два рва, костел прекращает свое существование. В эпоху средневековья здесь появляются укрепления, в том числе паркановые – т.е. двойные. Ареал Града таким образом расширяется за счет паркана, площадь между крепостными стенами выравнивается насыпью.
В эпоху ренессанса для связи с вновь разбитым Королевским садом появляется мост через Олений ров (Пороховой), затем третий – северный вход в ареал Града. Рядом с крепостной стеной по обеим сторонам от ворот еще при правлении Фердинанда появляются две огромные конюшни, которые уже в 1559 г. становятся весьма ветхими и нуждаются в капитальном ремонте.
Рудольф II в 1586 г повелел построить новые конюшни. В восточной части построили протяженное здание конюшни (современный выставочный зал под названием Императорская конюшня), а в западной части возникли, благодаря использованию рельефа, еще две, одна над другой.
Как западная, так и восточная конюшни на уровне первого этажа были перекрыты одинаковым цилиндрическим сводом с секторами, украшенными сетью ребер, выполненных из штукатурки.
В 1600 г. западную конюшню перекрывают красивым цилиндрическим сводом со ступенчатыми втопленными кессонами, появилась лестница и коническая пристройка для композиционного равновесия.
Над восточной конюшней был построен Новый зал (Рудольфова галерея) для размещения коллекций. Следующий Новый зал (Испанский) появился над парой западных конюшен.
Нет свидетельств об использовании подвальных помещений в качестве конюшен, зато есть свидетельства, что там хранились пушечные ядра.
Во время перестройки Града в 1757-75 г. по проекту Пакасси появляется западное крыло. Глубокие барочные фундаменты уничтожили половину кладки костела Девы Марии. Северное крыло получило новые фасады и новый клинообразный коридор, выравнивающий форму двора. Северные ворота также перестраиваются в стиле барокко.
Позже по проекту Плечника пространства бывших конюшен и другие залы должны были присоединиться к колонному залу при Матиасовых воротах. Здесь должны были быть салоны и подсобные помещения больших парадных залов. Из-за недостатка финансовых средств проект был выполнен лишь частично.
После окончания 2-й мировой войны этим занимался бывший ассистент Плечника Ротмайер. Благодаря ему появился торжественный вход в Парадные залы. Под лестницей через вестибюль Карнака можно войти в галерею.
В ходе реконструкций середины и конца 20 в. интерьеры западного и северного флигелей Нового дворца постепенно приводятся в порядок. Галерея Града в первом этаже также требовала реконструкции, которая осуществилась под руководством арх. Шипка. Старый вход со второго двора был обновлен, перестраивались согласно новым требованиям эксплуатации интерьеры Галереи и помещение бывшего костела Девы Марии. Были вновь заложены прорезанные Плечником оконные проемы в серной стене, многие элементы Ротмайера были сохранены. Вновь адаптированные интерьеры приняли первых посетителей в 1997 году.
Открыто ежедневно с 10.00 до 18 .00
Вход 100 крон, каждый 1-й понедельник месяца пенсионеры – бесплатно