Основная информация
Бывший монастырь св. Габриэла (Гавриила) находится за садом Кинских. Он был построен для бенедиктинок беуронской конгрегации на средства графини Габриэлы Свирт-Шпорк, вдохновленной художественным духом среды Эмаузского монастыря (преследуемые Бисмарком в Германии, бенедиктинцы приехали по приглашению Кардинала Б.Шварценберга в Прагу – в Эмаузы).
Графиня подарила на строительство монастыря миллион крон, но не дожила до закладки и освящения первого камня архиепископом Ф.Шёнборном в 1888 г. В честь памяти графини монастырь был назван по имени ее святого архангела Гавриила.
Строительство и оформление осуществляли представители монашеского ордена беуронских бенедиктинов. Смиховский монастырь в псевдороманском стиле проектировали монахи-архитекторы из бельгийского монастыря, аббат Гильдебранд де Гемптине (будущий аббат всей бенедиктинской конфедерации) и священник Гисленус Бетуне.
Первые сестры пришли сюда в 1889 г. из Зальцбургского монастыря. Самых первых, как известно, привела княжна Милада в монастырь св. Георгия.
Здание монастырского костела Благовещения св.Д.Марии представляет собой двухнефную базилику . Костел интересен не только с точки зрения архитектуры, уникальность его в первую очередь - в художественном оформлении интерьера храма. Бенедиктинцы отличались во многих отношениях, например, пользовались широкой известностью их торжественные литургии с пением грегорианских хоралов, были известны, как исследователи, особенно в области истории и философии; однако более всего они прославились в области изобразительного искусства.
Художественное оформление монастыря было доверено художнику, скульптору и архитектору отцу (патеру) Дезидериусу Ленцу (1832-1928), основателю беуронской художественной школы. Его ближайшим помощником был Якоб Вюргер, в группу также входили ученики и последователи Ланца: Веркаде, Грезнихт, Кресб и др. Вырабатывая философию и каноны нового художественного направления, Ленц черпал вдохновение в древнегреческом и египетском искусстве, находясь под очарованием древнехристианского и византийского искусства. Его настенная живопись несет элементы символизма и декоративности. Впоследствии Веуронская школа вдохновляла таких известных мастеров, как Й.Плечник и А.Муха.
После распада Австро-Венгерской империи в Чехии стали распространяться противокатолические тенденции, т.к. люди связывали церковь с ненавистной габсбургской монархией. У бенедиктинок, большинство из которых было немецкого происхождения, появились проблемы и они нашли себе монастырь в Австрии (град Бертголдштейн). Продав комплекс св.Габриэла почтовому министерству с условием, что костел всегда будет использоваться для богослужений, и забрав все, что можно было забрать из утвари (вплоть до люстр), которая с большим трудом по частям возвращаются сейчас, монахини навсегда ушли из Праги.
Монастырь за исключением костела был адаптирован под канцелярии, фрески забелены. Чешская почта по сей день является собственником ареала, ожидающего исследований и оценки своих художественных качеств.